Рузские казаки на охране общественного порядка
Члены рузской казачьей дружины «Пересвет», созданной в 2019 году, с недавнего времени взялись помогать полицейским следить за порядком на улицах города Рузы. Казаки и сотрудники патрульно-постовой службы полиции выходят на совместные дежурства два раза в неделю. Эффективность работы правоохранителей и общий уровень защищенности граждан, таким образом, значительно возросли, что в конечном итоге пойдет на пользу жителям и гостям нашего города. Подробнее о сотрудничестве казаков и полицейских рассказал командир дружины «Пересвет», ветеран ОМВД России по Рузскому городскому округу майор полиции в отставке, а ныне есаул Евгений Вершинин.
Народная дружина «Пересвет» из числа членов станичного казачьего общества Рузского городского округа имени Героя СССР Льва Доватора была создана в 2019 году. «Пересвет» внесен в региональный реестр народных дружин и общественных объединений правоохранительной направленности, таким образом, правовые основания для его работы существуют. На сегодняшний день в дружину официально входят 17 казаков, а всего в станице сто казаков, или, как принято говорить, сто сабель.
— Первый опыт совместного с полицией патрулирования улиц Рузы мы получили еще в начале пандемии коронавируса два года назад, когда приходилось не только уговаривать, но и буквально заставлять людей носить средства индивидуальной защиты – маски и перчатки, чтобы предотвратить дальнейшее распространение опасной инфекции, — говорит Евгений Петрович. – Взаимодействие тогда оказалось удачным, и мы решили продолжить эту традицию.
Были заключены трехсторонние соглашения о взаимодействии между казачеством, администрацией городского округа и ОМВД России по Рузскому городскому округу и между дружиной «Пересвет», той же администрацией округа и отделом МВД. Совместно с начальником ОМВД подполковником полиции Иваном Евмененко было решено, что казаки вместе с полицейскими начнут нести службу еженедельно. На дежурства выходят по два казака и по два сотрудника патрульно-постовой службы полиции. Территория – только город Руза. В Тучкове и других населенных пунктах совместных патрулей пока нет.
— Наша главная задача – помощь полиции в охране порядка и обеспечении общественной безопасности, — продолжает Евгений Вершинин. – Самостоятельно нести службу, патрулировать улицы мы, согласно законодательству, не имеем права – отсутствует правовая база.
Казаки в совместном патруле с полицией являются гражданскими, незаинтересованными лицами. В случае необходимости сотрудники полиции могут попросить их стать понятыми, свидетелями, например, при оформлении административных протоколов в отношении нарушителей общественного порядка, при изъятии запрещенных предметов – огнестрельного оружия, наркотиков. В случае необходимости казаки могут принять участие в работе судов в качестве свидетелей при рассмотрении тех или иных дел.
Старшим наряда всегда является сотрудник полиции, а казаки подчиняются непосредственно полицейским. Во время того, как сотрудники ОМВД общаются с гражданами, казаки осуществляют визуальный контроль вокруг, прикрывая их – для того, чтобы злоумышленники неожиданно не напали сзади. В случае необходимости, если что-то или кто-то будет угрожать жизни и здоровью полицейских или других граждан, самому казаку, последний имеет право применить физическую силу.
Физическая подготовка, к слову, у казаков на высоте. В дружине есть два мастера спорта по тяжелой атлетике, семь человек постигали азы рукопашного боя у известного рузского мастера единоборств Виталия Ярцева, кстати, тоже ветерана ОМВД.
— Из своей практики знаю, что наряд, состоящий из сотрудников полиции и казаков, на окружающих производит особое впечатление: смесь уважения с некоторой долей опаски, — говорит Евгений Вершинин.
Кстати, о спецсредствах. Конечно же, ни о каких шашках не может идти речи – холодное оружие запрещено. А вот нагайки имеются – это вообще непременный атрибут казачества. В умелых руках нагайка может стать не менее эффективным спецсредством, чем палка резиновая, которую имеют при себе полицейские.
В некоторых городах, например, в Нижнем Новгороде, есть конная полиция – ее сотрудники патрулируют парки отдыха и лесные массивы в черте города, раскинувшиеся на значительной территории. В Рузе теоретически казаки могли бы тоже заступать в наряды по охране порядка на лошадях – своя конюшня у станичников имеется. Однако, как сказал командир «Пересвета», это довольно затратное дело: из конюшни к месту несения службы (и назад) лошадей нужно привести на автотранспорте. Животных, опять же, надо кормить, следить, чтобы отходы жизнедеятельности не попали в городскую среду… Кроме того, по существующим правилам, после одного часа патрулирования на лошади она должна два часа отдыхать. Такие условия очень сложно создать, да, наверное, и не нужно.
— Наши казаки в период пандемии коронавируса нередко участвовали в задержании правонарушителей и доставке их в дежурную часть полиции, — продолжает Евгений Вершинин. – Были случаи, в тот же День города, когда попадалось во время дежурства много пьяных граждан. И ладно бы, выпил, да вел себя прилично. Но ведь начинает задираться, скандалить. Таких буйных граждан казаки помогают доставлять в дежурную часть. Там сотрудники полиции оформляют на них протоколы о правонарушениях, а казаки идут дальше патрулировать улицы.
Госуслуги по линии МВД на портале www.gosuslugi.ru.